23 июня в здании школы современной фотографии «Photoplay» (Москва, Каланчевский тупик, 3/5.) состоялась выставка работ владикавказского художника – Алёны Шаповаловой и московского художника – Константина Батынкова. Организатор – Галерея 73 улица».
Концепция выставочного проекта «СТРУКТУРЫ СОЗИДАНИЯ» выстраивается вокруг общих мотивов в работах казалось бы двух радикально непохожих друг на друга художников. Искусственные и природные структуры взаимодействуют, и в каждый отдельный промежуток времени побеждают или проигрывают друг другу. Черно-белый индустриальный пейзаж участницы Северо-Кавказской биеннале современного искусства Алены Шаповаловой вступает в неожиданный диалог с монохромными работами виртуоза милитаристско-психоделической графики Константина Батынкова.
«Человек во все времена изменял ландшафт вокруг себя, будь то позитивное, либо негативное вмешательство в природу, ― рассказывает Алена Шаповалова. ― Мосты, железные дороги, промышленные объекты, аэродромы и порты ― сегодня неотъемлемая часть пейзажа. Мы привыкли к нему и не представляем мир по-другому. В этом, изначально неестественном, но ставшим таким привычным, вмешательстве в природу есть своя поэзия, и даже романтика, привлекающая художника».
Графика Батынкова напоминает часто декорации к фантастическому фильму, в котором колоны военной техники наступают вперемешку с фантастическими животными и летающими островами. «В схожих по колориту работах Шаповаловой, ― поясняют кураторы, ― хотя и нет фантастических героев, все равно сохраняется атмосфера повествовательности выдуманного рассказа. Алена Шаповалова рассказывает историю без действующих лиц, где единственный герой ― это зритель, который после захватывающей выдуманной войны в фантастических пространствах или реально пережитых событий, остается один на один с собой и погружается в новый индустриальный мир».
Военные мотивы у Батынкова ― это тоже мир в широком понимании, совсем не политика, а скорее история. По мнению художника, войны были всегда, но жизнь не останавливалась во время неспокойных лет, и часто именно война служила катализатором во многих областях жизни, науки и культуры. Батынков не идеологизирует творчество. Изображения вымышленных сражений с фантастическими героями часто лишь плод его детских воспоминаний. Сюжеты Батынкова всегда фантастические и современные, наполнены узнаваемыми массмедийными образами и постмодернисткими смыслами.
В работах Батынкова сложно разглядеть какой-то конкретный мотив или повествовательность, его работы часто серии, отрывки из жизни, увлекательные комиксы с монохромной, эфемерной и лиричной графикой. Это шарж и гротеск, условность ― качества, которые являются неотъемлемой и характерной чертой художника еще со времен его участия в группе Митьки.
Шум вертолетов, залпы железных орудий и грохот танков в работах Батынкова стихают, когда зритель приближается к пустынным индустриальным пространствам картин художника Алены Шаповаловой.
Минорная эстетика работ Батынкова близка настроению работ Шаповаловой, у которой антиутопические настроения просматриваются сквозь патину индустриальных мирных пейзажей.
У Алены Шаповаловой в индустриальном городском пространстве тяжелый металл поставлен на путь созидания, строительства новой жизни, в которой возводятся новые структуры - мосты, полотна железных дорог, морские суда, высотные здания. Но этот торжественный мир, где победил человек и техника, зритель видит из настоящего. И победа индустриализации уже превращена в руины. Атмосфера былого величия в городских пейзажах померкла. Серые металлические остовы мостов и заводов лишь напоминают о былой мощи. Графика Шаповаловой ― это черно-белые хроники прошлого великой страны, неточные, с подтеками краски, оплавившиеся от времени и простоя.
Структуры созидания в постиндустриальном мире совсем иные. Человек создает новый мир, но проходит время и грандиозные конструкции из торжественных монументов славы превращаются в молчаливые памятники времени.
Металлические конструкции Алена Шаповалова гармонично вписывает в природный ландшафт. Кажется, что эстетика и романтика индустриального пейзажа самоценна, но возникает вопрос о смысле. Равны ли индустриальные творения творениям природным? Ведь только благодаря человеку сила искусственных структур обретает смысл. В отличие от индустриальных построек, которые разрушаются и погружают в меланхолию, в отсутствие человека, ландшафты природные всегда живут, они источник энергии и красоты. Самоценность природного ландшафта всегда побеждает ландшафт индустриальный. Природа, к созданию которой человек допущен не был, прекрасно существует и без его человеческого вмешательства, всегда очень тревожного и неловкого, без его исключительно благих намерений и его всегда тяжелой, хотя и созидательной руки.